|
|
|||||||
парочка комментов с Афиши: «Джанго освобожденного» хочется рассказать как анекдот — грубый, расистский, немножко стыдный, но в то же время гомерически смешной. В середине понимаешь, что по ошибке принял за анекдот морализаторскую притчу, и, предчувствуя кислые лица собеседников и пару натянутых смешков, опустив глаза, пробалтываешь окончание и быстро переходишь на другую тему. Кажется, никогда еще в фильмах Тарантино насилие не выглядело столь обескураживающе нравоучительно: рабовладельцев здесь убивают со свистом и радостным улюлюканьем, рабы показательно умирают в муках, становясь невинными жертвами хозяйских забав. Тарантино последние несколько лет очень хочется дать индульгенцию: ладно, «Доказательство смерти», с кем не бывает. Ладно, «Бесславные ублюдки» — ну не сложилось, наверное, не его жанр; но «Джанго» за три часа своего хронометража умудряется не просто уничтожить едва теплившуюся надежду на чудо, но и пару раз проехаться по ней туда-сюда асфальтоукладчиком, не оставив после себя ничего, кроме вопроса: «Господи, зачем?» Человек, никогда не тративший патроны вхолостую, заспиртовал самого себя на не самом удачном моменте карьеры, то ли из страха, то ли из самодовольства вдруг перестав выходить за рамки привычных элементов. «Джанго» словно равен самому себе — это то, что в народе принято называть «фильмом а-ля Квентин Тарантино»: тут почти нет действия, одни разговоры, тут убивают с улыбкой, издеваются с удовольствием, тут можно найти миллион цитат, и все это упаковано в анахроничный жанр спагетти-вестерна. Но вот в чем проблема — в нем больше нет жизни. Пижонство нельзя сымитировать, оно не собирается из чужих фильмов и отгремевших десять лет назад собственных побед. Смелость не ограничивается повторением через раз слова «ниггер» и бутафорскими фонтанами крови, равно как и спагетти-вестерны отличались от американских мейнстримовых не удвоенной дозой жестокости, а своим демонстративным отказом от морали, иерархии и традиционной системы ценностей. «Джанго» же внезапно оказывается беспомощным гимном конформизму, настолько убежденным в собственной божественности, что ему плевать на ритм, плевать на стиль, в конце концов, плевать на достоинство. От Тарантино остался только Кристоф Вальц — но его глаза блестят сами по себе, он и так — сама элегантность. И когда ближе к концу в кадр вальяжно заходит сам режиссер, чтобы через пять минут взлететь на воздух (нет, это не спойлер), на несколько секунд начинает казаться, что вот она — смелость, он же на самом деле все понимает. «Нет, — отвечает Тарантино, — трюк просто был сложный, никто не справился бы, кроме меня». ------------------ "Джанго" не драматический фильм, а сказка для негров и сочувствующих. Расизм под майонезно-белым соусом, нарочитый и поучительный. А пока темнокожий зритель восторжено следит за своим сказочным братом-героем, белый зритель видит не сказку, а печальную быль о том, как работает голова негра. Все довольны. Дети хлопают в ладоши, папа в козыря попал. Вестерн ли это? Ну, безусловно. Позапрошлый век, лошадки, фаэтончики, стрельба по-македонски с двух рук, шляпы, надвинутые по глаза и пафосное сплевывание "Я крутой, а вы - говно". Драматический ли фильм? По-моему, нет. Герои не вызывают сопереживания, у этой истории нет ни намека на серьезность. Сопереживание вызывают актеры, в эмоции которых хочется верить просто потому, что они - талантливые профессионалы. Но сам по себе сюжет и персонажи вызывают столько же эмоций, сколько девки в клипах Димы Билана. Даже если бы в них сыграла Николь Кидман, лучше и драматичнее они бы от этого не стали. Теперь о любовной линии. О, да. Красивый, внезапно освобожденный негр по ходу всего сценария мотивирован двумя целями жизни: спасти свою черноснежку и отомстить беложопым за все свои несчастья. В финале добивается. В зрительном зале аплодируют (буквально). Я +уею. О чем этот фильм? О том, как мужчина спас свою женщину? Боже упаси, конечно нет. Их отношения, долгий поиск, её, достойный Оскара, обморок при долгожданной встрече, а заодно злорадная улыбка и хлопанье в ладоши, когда ее принц взрывает гнездо белых людей, не вызывают никаких ассоциаций с любовью. Это просто пара мстительных, кровожадных негров, которые частично поквитались с системой. Тогда, может быть, этот фильм о том, как человек борется с исторической несправедливостью? Ведь это же, в конце концов, так справедливо, расстреливать врагов по расовому признаку. Красочный пример - сестра героя Леонардо Ди Каприо, которая ловит пулю в брюхо просто так, за порочные родственные связи. Была ли эта женщина хорошим или плохим человеком "справедливого" негра совершенно не интересует. Он знаком с ней всего два дня, видел, как она привела его любимую жену (свою рабыню) на случку к гостящему немцу (что, кстати говоря, было совершенно естественным в том обществе, в котором эта женщина воспитывалась), и - все. Белая гнида, давай, до свидания. Давай, Джанго! Пере+уярь всех белых, мы с тобой! Прям подходишь к любому, спрашиваешь: "Кто я?", и если он отвечает "негр" стреляй его, суку, между глаз. В конце фильма в поместье "самого плохого угнетателя" закладываются двадцать кило тротила, которые Джанго злорадно взрывает и смотрит через свои солнечные очки, как оно там бахнет. Жаль, не показали пролетающий мимо клочок белого (или черного) ребенка, который в это время кушал на кухне пирожок (оттирал кастрюлю). Это было бы очень поучительно для людей типа Джанго, которые считают взрыв дома символическим очищающим актом. Мало убить врага. Надо разрушить его дом, трахнуть домашних животных и сжечь его Библию. Только тогда месть может считаться полной. Так что, скорее всего, кинчик этот - обычный троллинг , доходчиво рассказывающий о том, что такое Великая афроАмериканская Мечта. Баба, пушка, месть. И яркие, вульгарные тряпки, конечно. Самым лучшим слоганом к нему могла бы стать фраза "нет зверя страшнее, чем сорвавшийся с привязи раб". Но тогда, к сожалению, Тарантино не получил бы профита с американского зрителя. Так что фильм, ага-ага, типа какбе о свободе и справедливости. |