здесь: http://top.rbc.ru/index1.shtml
Жители российской провинции вплотную озаботились тем, насколько надежны их долларовые сбережения, и начали подумывать о том, чтобы перевести их если не в более надежное, то хотя бы в более осязаемое состояние. Однако вопреки недавним предкризисным традициям, когда с полок магазина в первую очередь сметались долго хранящиеся продукты, сейчас объектом покупательского интереса стали другие товары.
По сведениям "Независимой газеты", жители российских регионов скупают такие дорогостоящие товары, как недвижимость, автомашины, ювелирные изделия и т.д. Конечно, такое увеличение спроса на дорогие вещи пока еще нельзя назвать массовым, однако определенные тенденции налицо. Причем если в Москве они выражены не так явно, то в провинции поверили высказываниям ряда СМИ о скорой кончине доллара. Тем более что прошлые российские экономические потрясения уже научили население осторожности и предусмотрительности. И это самое осторожное и предусмотрительное население решило, что лучше сидеть в четырехкомнатной квартире на слитках золота и обвеситься ювелирными изделиями, чем оказаться обладателем целого вороха пусть даже зеленых, но упавших в цене бумажек. А изучать по ним историю президентства в Америке - пустое и неприбыльное занятие.
В том, что провинция охотно расстается с портретной галереей американских президентов, нет ничего удивительного. Доллару за пределами Москвы и Санкт-Петербурга не слишком везет. Он довольно тяжело "пробивал себе дорогу" в качестве средства накопления. Несмотря на все экономические катаклизмы и систематическое падение национальной валюты, российская глубинка в большей своей части, все-таки понимая, что рубль - это тоже ненадежно, отдавала предпочтение другим видам валюты. Кто победнее - водке и коврам, более обеспеченные слои населения - недвижимому имуществу, автомобилям и золоту. И, видимо, подсознательное недоверие большой части россиян к доллару облегчает в этот раз расставание с ним.
В последнее время Москва и Санкт-Петербург фактически стали местом паломничества той части наших иногородних сограждан, которая имеет доходы на порядок выше, чем среднестатистический житель столицы. По большей части это нефтяники, газовики и мелкие предприниматели, доходы которых, однако, оказались достаточно крупными, чтобы позволить себе покупку недвижимости в одной из двух столиц. Так, за последний месяц, по данным московских риэлтеров, увеличившийся спрос вызвал пятипроцентный рост цен на жилье, причем как на первичном, так и на вторичном рынках.
А пока отцы семейства подыскивают впрок жилье для детей и внуков, их жены совершают "налеты" на ювелирные магазины. Как отмечают работники ювелирных магазинов Москвы, спрос на золотые изделия с драгоценными камнями вырос по сравнению с июлем примерно на 3%. И при этом еще нужно учесть тот факт, что в летние месяцы традиционно происходит некоторое снижение покупательского спроса из-за того, что потенциальные клиенты ювелирных салонов предпочитают тратиться на отдых. Однако в этом году на смену московским пришли иногородние толстосумы.
Причем повышенным спросом пользуются именно ювелирные изделия. Золото же в слитках совершенно забыто. Так, по словам сотрудника одного из столичных банков, за год у них не появилось ни одного желающего приобрести золотой кирпичик. Впрочем, это вполне объяснимо. О каждом покупателе слитка, причем вне зависимости от веса последнего, банк обязан сообщить в налоговые органы, а не все обеспеченные люди стремятся к такому, даже заочному, знакомству.
Зато получить удовольствие в полной мере обеспеченным россиянам традиционно помогали престижные автомобили. Автодилерам слухи о скором падении доллара сослужили добрую службу. По сведениям из московских автосалонов, значительно увеличился спрос на новые дорогие иномарки. Причем среди покупателей преобладают именно иногородние граждане. По мнению экспертов, рост спроса продолжится до конца года: по сравнению с 2000 годом продажи вырастут примерно в 2 раза - до 80-90 тыс. автомобилей.
Что ж, похоже, осуществиться мечте многих экономистов о дедолларизации российской экономики активно помогут "провинциальные" доллары.
|